07.03.2020
Развивающая
предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Дети
проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна
отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться
со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить
группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального
государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в
создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть
комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными
раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается
обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную
речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых
способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая
предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное
пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное
для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и
духовном развитии в целом.
Развивающая
предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1.
Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста,
здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2.
Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом,
дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3.
Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
Согласно
требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность
РПП среды предполагает:
— разнообразие
материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие
возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность
материалов предполагает:
— возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская
мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость
пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от
образовательной ситуации;
— от
меняющихся интересов детей;
— от
возможностей детей.
Вариативность
среды предполагает:
— наличие
различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую
сменяемость игрового материала;
— разнообразие
материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление
новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Доступность
среды предполагает:
— доступность
для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный
доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность
и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность
среды:
— соответствие
всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки
должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая
требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять
образовательных областей:
- Социально – коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно – эстетическая;
- Физическая.
В каждой
области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное
развитие:
— Центр
ПДД;
— Центр
пожарной безопасности;
— Центр
игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное
развитие:
— Центр
«Уголок Природы»;
— Центр
сенсорного развития;
— Центр
конструктивной деятельности;
— Центр
математического развития;
— Центр
экспериментирования.
Речевое
развитие:
— Центр
речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр
Книги;
— Логопедический
уголок.
Художественно-эстетическое
развитие:
— Центр
ИЗО или уголок творчества;
— Центр
музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое
развитие:
— Центр
физического развития;
— Спортивный
уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное
развитие.
Игра —
основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр
создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию,
формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между
детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом
возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по
ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым
играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости
объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное
направление.
Большой
популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для
осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы,
камни и т.п.
Центр
математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические
игры, развивающие игры математического содержания.
Центр
конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить
подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное
лего, конструкторы.
В уголке
природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по
уходу за ними.
Речевое
развитие.
Направление
играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к
художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность
самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с
яркими иллюстрациями.
Художественно
— эстетическое развитие.
В Центре
«Творческая мастерская» находится материал и оборудование для
художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По
желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих
творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованная
деятельность.
Театрализованные
игры решают следующие задачи:
- Развивают артикуляционную
моторику;
- Развивают артикуляционную
моторику;
- Расширяют словарный запас;
- Развивают монологическую и
диалогическую речь;
- Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое
развитие:
Здесь
имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики
плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая
развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1. Среда
должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать
на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и
дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы
декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой
группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
6. Организуя
предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности
психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая
палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При
создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать
ведущую роль игровой деятельности.
9.
Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм
проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
- Сформулировать цели и задачи
работы по созданию развивающей среды.
- Определить игровое и дидактическое
оборудование для решения образовательных задач.
- Определить дополнительное
оборудование.
- Определить, как разместить
оборудование в игровой комнате.
Вывод.
Организация
развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы
дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка
с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Подготовила педагог - воспитатель высшей квалификационной категории - Магомедова Заира Ниматулаевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.03.2020
Дата обновления: 10.03.2020
Дата публикации: 07.03.2020